Перейти к содержимому

Кафедра педагогики и психологии

Дисциплины
Список предметов по направлениям «Социальная педагогика», «Социальная педагогика и психология» и «Логопедия»:
• Педагогика
• Психология
• Педагогическая психология
• История педагогики и психологии
• Основы общественно-педагогической деятельности
• Законодательство в образовании
• Социальная психология
• Психология коммуникации
• Психология возрастного развития
• Конфликтология
• КПВ. Социальные педагогические технологии
• Технологии в информационной педагогике
• Социально-педагогическая консультация
• Логопедия для детей с нарушениями сложного развития
• Основы специальной психологии и коррекционной педагогики
• Нарушения устной речи и их коррекция (логопедия)
• Инклюзивное образование
• Нейрофизиология и физиология высшей нервной деятельности
• Нарушения письменной речи и их коррекция
• Специальные методики преподавания литературы в школе для детей с нарушениями речи
• Специальные методы преподавания математики в школе для детей с нарушениями речи
• КПВ: Основы олигофренопедагогики и сурдопедагогики
• Семейное воспитание детей с нарушениями речи

НИР, НИРС
Научно-исследовательская работа / Научно-исследовательская деятельность студентов

Научно-исследовательские работы:
На кафедре научно-исследовательская работа является важной частью учебного процесса. Эти работы позволяют студентам связать теоретические знания с практическими исследованиями, формируя навыки научно-исследовательской деятельности. Исследовательская работа студентов направлена на решение актуальных проблем в области педагогики, психологии и социальной педагогики, что, в свою очередь, предназначено для улучшения работы с детьми и образовательного процесса.
Основная цель научно-исследовательских работ — помочь студентам освоить методы и методологию самостоятельного проведения исследований, развить навыки анализа педагогических и психологических ситуаций. В своих исследованиях студенты изучают психологические и педагогические особенности детей, их социальное и эмоциональное развитие, получая опыт в представлении новых предложений в области образования.
Кроме того, в результате исследовательской работы студенты формируют свою научную точку зрения, учатся анализировать эмпирические данные и систематически разрабатывать практические и теоретические материалы. Этот процесс способствует будущей профессиональной деятельности студентов, а также помогает внести свой вклад в научную сферу.

Задачи развития научно-исследовательской работы кафедры:
Организация научно-исследовательской работы кафедры (НИР) основывается на концепции развития исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава и направлена на повышение качества выпускников на всех уровнях образования. Результаты научно-исследовательских работ и знания, полученные в процессе их реализации, используются при разработке новых учебных курсов и программ, а также при подготовке учебников.
Профессорско-преподавательский состав кафедры проводит научные исследования по самым актуальным темам современного образования.

Научно-исследовательская работа студентов / Учебно-исследовательская деятельность студентов:
Участие студентов в научно-исследовательской работе является обязательным элементом подготовки будущих специалистов. Научно-исследовательская деятельность студентов является эффективным инструментом повышения качества подготовки специалистов и тесно связана с учебным процессом.

 Основные организационные формы научно-исследовательской работы студентов на кафедре:
• Проведение занятий с элементами научного исследования;
• Участие в круглых столах;
• Участие студентов в научных конференциях;
• Участие студентов в различных мероприятиях (кафедральных, факультетских, республиканских) научного и конкурсного характера.

Основные задачи научной работы студентов:
• Освоение методов и методологии исследования;
• Формирование научной точки зрения;
• Исследование педагогических и психологических проблем;
• Анализ эмпирических данных;
• Создание и расширение новых знаний;
• Соблюдение научной этики;
• Представление научных результатов.

Руководство научно-исследовательскими работами осуществляют преподаватели кафедры. Для сотрудников этой категории научно-исследовательская деятельность является обязательной и рассматривается как один из основных аспектов их работы.

Практика
Учебная практика кафедры педагогики и психологии

Учебная практика кафедры педагогики и психологии предоставляет студентам возможность преобразовать теоретические знания в практический опыт. Основная цель учебной практики — подготовка студентов к педагогической и психологической деятельности, формирование их практических навыков, развитие умений эффективно и устойчиво управлять различными ситуациями в образовательном процессе. Эта практика обеспечивает студентам возможность приобретения необходимых компетенций для работы в своей профессии.

Задачи практики:
• Проведение педагогической деятельности;
• Проведение психологической деятельности;
• Работа с учащимися;
• Исследовательская деятельность;
• Работа в реальных условиях;
• Подготовка итогового отчета и рефлексии.

Виды практики:
Адаптационно-педагогическая практика — V семестр (2 недели);
Профессионально-профильная практика — VII семестр (4 недели).

База практики:
Базами для прохождения практики являются школы города Бишкек и регионов Кыргызской Республики:

  1. Средняя школа №25
  2. Средняя школа №55
  3. Средняя школа №74
  4. Средняя школа №47
  5. Гимназия №69
  6. Образовательный центр «Орехова»
  7. Образовательный центр «Логофея»
  8. Центр адаптации детей имени А.Н. Нурланова №122.

Исторический портрет кафедры «Педагогики и психологии»

Кафедра педагогики и психологии была основана в 1979 году в Фрунзенском педагогическом институте при факультете «Русский язык и литература». Её возглавил доктор педагогических наук, профессор, корреспондент-член Академии педагогических наук СССР и корреспондент-член Национальной академии наук Кыргызской Республики Мукаш Руставлетович Балтабаев (1979-1982 годы).

Позже кафедру возглавляли кандидаты педагогических наук, доценты: Мария Абдыкеримова, Михаил Жуленков, Кашкар Джумабаев, а также доктор педагогических наук, профессор Рыскелди Токсонбаев. В настоящее время кафедру возглавляет кандидат педагогических наук, доцент Мира Алымбековна Мураталиева.

На кафедре работали видные ученые, педагоги и психологи Кыргызстана, такие как профессор, кандидат педагогических наук В.М. Гребенников; доцент, кандидат педагогических наук Л.И. Кубатиева; профессор, доктор педагогических наук З.В. Андреева; кандидат педагогических наук, доцент М.Г. Жуленков; доктор педагогических наук, профессор И.Р. Халитова; кандидат педагогических наук, доцент А.А. Машкевич; кандидат педагогических наук, доцент В.А. Нужний; а также опытные преподаватели К.Т. Тулегенов, А.Г. Тыныстанова, Т.Ж. Жумагулов и другие. В 2009 году кафедра педагогики и психологии начала свою профессиональную образовательную, научную, образовательную и профориентационную деятельность под эгидой факультета славяноведения Белорусского государственного университета имени К. Карасаева. С 2021 года кафедра начала функционировать на базе факультета педагогического образования Бишкекского государственного университета имени К. Карасаева.

Кафедра педагогики и психологии включает в себя видных ученых, педагогов и психологов Кыргызстана. Среди них профессор, кандидат педагогических наук Гребенников В.М.; доцент, кандидат педагогических наук Л.И. Кубатиева; профессор, доктор педагогических наук Андреева З.В.; кандидат педагогических наук, доцент Жуленков М.Г.; доктор педагогических наук, профессор Халитова И.Р.; кандидат педагогических наук, доцент Машкевич А.А.; кандидат педагогических наук, доцент Нужний В.А.; а также старшие преподаватели Тулегенов К.Т., Тыныстанова А.Г., Жумагулов Т.Ж. и другие.

В 2009 году кафедра осуществляла свою профессиональную подготовку, научную деятельность и профориентационную работу под эгидой факультета славяноведения Белорусского государственного университета имени К.Карасаева.

С 2021 года кафедра начала свою работу на базе факультета педагогического образования Бишкекского государственного университета имени К.Карасаева.

Цель кафедры — разработка научно обоснованных педагогических и психологических методов в процессе образования и воспитания, их применение на практике, а также подготовка квалифицированных педагогов и психологов.

Основная деятельность кафедры заключается в преподавании педагогики и психологии студентам Бишкека государственного университета, а также в подготовке высококвалифицированных специалистов по психологическим и педагогическим дисциплинам. Кафедра ориентирована на подготовку отличных специалистов в профилях «Социальная педагогика», «Социальная педагогика и психология», «Логопедия», соответствующих требованиям государства в будущем.

Научно-исследовательская деятельность кафедры:

Научная тема кафедры: В настоящее время сотрудники кафедры проводят исследование на тему «Педагогические компетенции XXI века: стратегии толерантного обучения и воспитания». Результаты научных исследований представляются на международных научно-практических конференциях, семинарах и тренингах. В этих мероприятиях активно участвуют как молодые исследователи Кыргызстана, так и зарубежные коллеги из Казахстана, Германии и России.

В период с 2020 по 2024 годы преподаватели кафедры опубликовали 87 статей в различных научных журналах и сборниках научно-практических конференций, из которых 30 работ были опубликованы в научных изданиях, входящих в РИНС.

Кафедра также занимается подготовкой аспирантов и магистрантов в области педагогики: общей педагогики, истории педагогики и образования, а также социальной педагогики. За последние три года на базе кафедры завершили обучение около 60 аспирантов, из которых 20 защитили кандидатские диссертации.

На кафедре функционирует центр «Педагогическое мастерство и повышение квалификации работников образования», где проводятся систематические тренинги по психологическим и педагогическим направлениям для учителей, социальных педагогов средних школ, магистрантов и аспирантов в реабилитационных центрах.

Одним из самых важных аспектов профессионального развития является обмен опытом и разработка идей с коллегами из других университетов. Кафедра педагогики и психологии уделяет большое внимание международному сотрудничеству в рамках заключенных соглашений с университетами России и Казахстана.

На данный момент партнерами кафедры являются: Московский государственный лингвистический университет, Башкирский государственный университет имени М. Акмуллы, Жезказганский университет имени О.А. Байконурова, Институт повышения квалификации учителей в Москве, а также Казахский государственный педагогический университет для девушек в Алматы.

Такое сотрудничество способствует обмену передовым опытом, внедрению новых образовательных технологий и методик, а также укреплению научных связей между учебными заведениями.

Конкурентные преимущества учебных программ:

Учебные программы, соответствующие требованиям современного образования, направлены на проектирование и эффективную организацию инновационного образовательного процесса. Эти программы способствуют использованию активных и интерактивных форм и методов обучения, а также улучшению содержания образования на основе индивидуализации обучения.

Кроме того, они создают условия для применения современных методов в подготовке будущих педагогов. Ключевыми направлениями этих программ являются:

  1. Создание индивидуальных образовательных траекторий для студентов — это позволяет учитывать уникальные потребности и способности каждого обучающегося.
  2. Организационно-педагогическое сопровождение в образовательном процессе — обеспечивает поддержку студентов на всех этапах их обучения.
  3. Консультационная поддержка — помогает студентам в решении возникающих вопросов и проблем, связанных с учебным процессом.
  4. Социально-педагогическая помощь — направлена на поддержку студентов в их социальной адаптации и развитии.

Эти аспекты делают учебные программы более привлекательными и эффективными, способствуя подготовке высококвалифицированных специалистов в области педагогики и психологии.

Основные конкурентные преимущества учебной программы:

Высокая квалификация и научно-педагогическая подготовка преподавательского состава: Преподаватели кафедры обладают значительным опытом и знаниями в области педагогики и психологии, что обеспечивает качественное обучение студентов.

Широкие возможности для организации учебных и производственных практик: Учебная программа включает теоретическое обучение, которое сочетается с практическим опытом в ведущих школах, гимназиях и дошкольных образовательных учреждениях города Бишкек.

Характеристика профессиональной деятельности выпускников:

Профессиональная деятельность выпускников охватывает организационно-педагогические, учебно-воспитательные, научно-методические и социально-педагогические действия в сфере образования. Они могут работать в дошкольных, начальных, основных и старших классах образовательных учреждений, а также в организациях дополнительного образования.

Основными объектами профессиональной деятельности являются:

Дети и подростки с различными возрастными особенностями.

Социальная среда этих детей.

Участники педагогического процесса (родители, коллеги, администрация).

Образовательные программы и методические комплексы.

Выпускники занимаются организацией образовательного процесса, обеспечением эффективности обучения и воспитания, а также содействием развитию ребенка в различных социальных и культурных условиях.

Профессиональная деятельность:

Выпускники по специальности «Социальный педагог и психолог» осуществляют свою профессиональную деятельность в следующих областях:

Социально-психологическое развитие детей, подростков и молодежи.

Социальная среда детей и семей из различных возрастных и социальных групп.

Определение социального положения уязвимых групп (дети-сироты, дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей) в образовательных учреждениях.

Психолого-педагогическая деятельность, направленная на социальную адаптацию учащихся и их семей.

Защита прав детей, выявление кризисных ситуаций и проведение профилактических мероприятий.

Психологическая диагностика, участие в консилиумах и разработка программ развития.

Взаимодействие с участниками образовательного процесса (родители, учителя, администрация, общественные организации).

Консультирование и помощь детям и подросткам с социально-психологическими трудностями.

Особенности учебной программы (для логопеда, социального педагога, психолога):

В учебном процессе большое внимание уделяется научно-исследовательской деятельности. Студенты осваивают навыки исследования, методы моделирования педагогических и психологических ситуаций, логопедическую коррекционную деятельность и методики помощи на основе социальной педагогики. Также они получают практический опыт в предоставлении психологической-педагогической и социальной поддержки детям с учетом их индивидуальных характеристик.

Обучение ориентировано на практическую деятельность и формирование профессиональных навыков в реальных условиях работы.

Список организаций для прохождения практики и трудоустройства выпускников:

Образовательные учреждения:

Школы (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи)

Дошкольные образовательные учреждения (детские сады, центры развития)

Специализированные школы (логопедические, психологические)

Центры социальной адаптации

Центры работы с детьми с задержкой развития или особыми потребностями

Кризисные центры и детские дома

Частные и государственные логопедические центры

Учреждения Министерства образования и его местных отделов

Организации, реализующие программы мультикультурного и инклюзивного образования.

Эти аспекты делают программу подготовки специалистов актуальной для современного рынка труда в сфере образования.